Святитель
Василий, Епископ Кинешемский, новомученик
Святитель
Василий (в миру Преображенский Вениамин Сергеевич) родился в 1876 году в г.
Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановской области).
Отец
святителя Василия Кинешемского, протоиерей Сергий Александрович Преображенский,
был сыном «дъячка Ярославской епархии, Любимского уезда, села Троицкого, что на
болоте Александра Федорова Преображенского».
В 1869 году,
будучи студентом выпускного класса Ярославской духовной семинарии, Сергей
Александрович венчается с дочерью священника Костромской губернии Вознесенской
церкви г. Кинешмы Павлой Капитоновной Херсонской.
Отец невесты,
иерей Капитон Херсонский, служивший в этом храме с декабря 1836-го,
скоропостижно скончался 22 ноября 1868 года. По существующей в то время
традиции церковный приход, лишившийся настоятеля, переходил либо к сыну, либо к
зятю.
Поэтому летом
1869 года Сергей Александрович Преображенский, закончив Ярославскую Духовную
Семинарию по первому разряду, удостоившись звания студента семинарии с правом
поступления в Духовную Академию, становится настоятелем Кинешемской
Вознесенской церкви.
16 августа
1869 года он был рукоположен в сан священника к приходу Вознесенской церкви
епископом Кинешемским Иоанафаном. И «с открытием при сей церкви женской общины
состоял приходским священником, исполняя (в течение 19 лет) должность
священника и духовника сей обители с 20 мая 1869 года». (Клировая ведомость по
Вознесенской церкви за 1891 год).
Мать
святителя Василия, Павла Капитоновна Херсонская, родилась 18 мая 1845 года. Она
была четвертым ребенком в семье настоятеля Вознесенской церкви иерея Капитона
Максимовича Херсонского и его жены Надежды Васильевны.
Павла Капитоновна получила домашнее воспитание и «была очень религиозной женщиной». Умерла она 19 ноября 1913 года и похоронена в Кинешме на Сретенском кладбище.
Преображенские
жили на ул. Вознесенской рядом с храмом, где протоиерей Сергий служил настоятелем.
В Кинешемском историческом музее хранится «Алфавитный список домовладельцев г.
Кинешмы за 1888-1889 годы». Под номером 384 в нем значится: «Преображенская
Павла Капитоновна - жена священника». Двухэтажный деревянный дом, окруженный
садом и забором с высокими воротами, ещё помнят многие кинешемцы. Он был снесен в 60-е годы ХХ столетия. На его месте в настоящее время находится городская прокуратура.
В семье отца
Сергия и матушки Павлы было несколько детей. В декабре 1869 года родилась дочь
Валентина. В 1874 году на свет появилась Агния.
7 января 1876
года в день празднования Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна родился
Вениамин, будущий святитель Василий, епископ Кинешемский. Запись в метрической
книге Вознесенской церкви г. Кинешмы гласит, что 7 января 1876 г. родился
младенец Вениамин. Родители ребенка: "Костромской губернии города Кинешмы
Вознесенской церкви священник Сергей Александрович и законная жена его Павла
Капитоновна Преображенские, оба православного вероисповедания". Обряд
крещения новорожденного 11 января 1876 г. совершил "Кинешемского
Успенского Собора священник Николай Реформатский с дьяконом кинешемской
Вознесенской церкви Иоанном Розановым и дьячком сей церкви Петром
Горским". Восприемниками Вениамина стали "плесский мещанин Николай
Алексеевич Шведов и кинешемская мещанка девица Александра Авраамиевна
Михайлова".
Дата рождения младшего Антонина - 12 апреля
1877 года.
Валентина
Сергеевна Преображенская окончила курс учения в Кинешемском женском
двухклассном училище, где преподавала её тётя по материнской линии - Вера Капитоновна Херсонская.
В апреле 1887
г. в возрасте 17 лет она бракосочеталась с Дмитрием Дмитриевичем Побединским
26-и лет. Жених на тот момент служил псаломщиком Николаевской церкви села
Вичуга Кинешемского уезда Костромской епархии. С 23 апреля 1887 года Дмитрий
Дмитриевич Побединский из псаломщиков села Вичуги переводится священником
Кинешемской Вознесенской женской общины.
Известно о
рождении в семье Побединских дочерей: Нины, Лидии и Софии. Другие сведения о семье
Побединских пока не найдены.
Агния
Сергеевна Преображенская училась в том же женском двухклассном училище, что и
старшая сестра Валентина.
В 1901 году в
возрасте 27 лет она венчалась с костромским мещанином Василием Григорьевичем
Орловым.
Антонин, закончив
Кинешемское Духовное училище, поступил в Костромскую Духовную семинарию. Учился
он классом ниже Вениамина, находясь на попечении отца.
Вениамин в
1885-1890 гг. учился в Кинешемском Духовном училище, которое закончил по
первому разряду с правом поступления в Духовную Семинарию без экзамена. В 1890
году поступил в Костромскую Духовную Семинарию. Вместе с ним на одном курсе
учился Александр Поздеевский (будущий архиепископ Волоколамский, викарий
Московской епархии Феодор). После блестящего окончания курса обучения Вениамин
Сергеевич был направлен на казенный счет в Киевскую Духовную Академию. В 1900
г. заканчивает академию со степенью кандидата богословия, тема диссертации
«Славяно-русский скитский Патерик».
В 1901-1902
гг. учился в Императорском Археологическом институте в Санкт-Петербурге.
До 1910 г.
преподавал в Воронежской Духовной Семинарии историю и обличение русского
раскола и местных сект, обличительное богословие и Священное Писание Нового
Завета. В это время написал диссертацию «О скитском Патерике», за которую
получил степень магистра богословия. В Воронежской мужской воскресной школе им.
А.С.Пушкина преподавал русский язык, в Епархиальном женском училище –
гражданскую историю, в частной женской гимназии М.П.Кожевниковой историю.
Входил в состав Губернской ученой архивной комиссии и был членом совета
Церковного историко-археологического комитета, в котором в 1907г. занимал
должность хранителя музея, а в 1909-1910 заведующего музеем. Проживал по
адресу: ул. Большая Дворянская, д.30. На этой же улице находилась Воронежская
Духовная Семинария.
В 1910-1911
гг. для изучения европейской культуры ездил в Англию. В 1912 – 1913 гг. работал
в Миргороде. В 1913 г. переехал в Москву и поступил в педагогический институт
им. Павла Григорьевича Шелапутина, окончил который в 1915г. В «Известиях»
института в книге V за 1915 г. была помещена работа В.С.Преображенского
«Бой-Скауты. Книга выдержала за очень короткий срок два издания. В.С.
Преображенского считают первым идеологом Русского скаутизма. По возвращении с
1914 г. преподавал латинский язык в одной из первых частных гимназий в Москве
при Лютеранской церкви Петра и Павла.
Осенью 1918
г. вернулся в Кинешму, поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь, в которой
служил его отец. Вскоре В.С. Преображенский приступил к созданию в Кинешме и ее
окрестностях православных кружков, основной целью которых было изучение
Священного Писания. 16 июля 1920 г. в Костроме архиепископом Костромским и
Галичским Серафимом (Мещеряковым) Преображенский был рукоположен во иерея
целибатом, вскоре он принял монашеский постриг с именем Василий в честь Василия
Великого.
19 сентября
1921 г. в Кинешме в Успенском соборе состоялась хиротония Василия во епископа
Кинешемского, викария Костромской епархии, в которой участвовали архиепископ
Серафим (Мещеряков), епископ Юрьевcкий Иерофей (Померанцев) и епископ
Нерехтский, викарий Костромской епархии, Севастиан (Вести). Став епископом,
Василий вел аскетический образ жизни: поселился на окраине города в маленькой
баньке, никакого имущества у него не было, спал на голом полу, положив под
голову полено. Скрывая свой подвиг, принимал посетителей в канцелярии,
устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Помимо ежедневных церковных
служб, во время которых епископ Василий обязательно проповедовал, он
исповедовал, обходил дома нуждающихся, посещал монастыри и основанные им кружки
по всей епархии. За короткий срок епископ Василий организовал новые кружки в
Кинешме, Юрьевце, Вичуге и других городах и селах. Летом 1922 г. владыка
благословил священникам, чьи храмы были захвачены обновленцами, не покидать
своей паствы, совершать литургию на сельских площадях. Пример такого служения
он подавал сам, и на эти службы сходились тысячи людей. В 1922 г. , когда в
связи с разразившимся в Нижнем Поволжье голодом власти распорядились подбирать
оставшихся без родителей детей и отправляли их по разным городам в детдома.
Владыка устроил в доме своей прихожанки приют для девочек. В начале 1923 г.
Иваново-Вознесенский архиепископ Иерофей (Померанцев) перешел в обновленческий
раскол. 4 марта 1923 г. на эту кафедру был назначен епископ Василий.10 мая 1923
г. он был арестован, сослан в Зырянский край на 2 года. Отбывал срок в пос.
Усть-Кулом на реке Вычегде в Коми АССР, куда были сосланы также
священномученики: Казанский митрополит Кирилл (Смирнов) и Новоторжский епископ Феофил
(Богоявленский), а также Петергофский епископ Николай (Ярушевич) и ещё несколько священников.
В мае 1925 г.
епископ Василий вернулся в Кинешму. В начале 1926 г. власти предписали ему
покинуть город. Вместе со своим келейником А. П. Чумаковым епископ уехал на его
родину - в деревню Иоаннополь Галичского уезда Костромской губернии, где прожил
около полугода. Затем поехал в Саров, был в Дивееве, оттуда отправился в Н.
Новгород, где вместе с заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом
Сергием (Страгородским) и сщмч. епископом Александром (Щукиным) участвовал в
хиротонии иеромонаха Николая (Голубева) во епископа Ветлужского. Летом 1926 г.
В. был назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. В 1926 -
нач. 1927 г. на основе бесед, которые епископ Василий вел в созданных им
религиозных кружках, он написал «Беседы на Евангелие от Марка» (М., 1996). В
начале 1927 г. Владимирский епископ священноисповедник Афанасий (Сахаров),
находившийся в то время под арестом, предлагал владыке принять во временное
управление Владимирскую епархию. Однако управлявший в то время Русской Церковью
ввиду ареста митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Серафим
(Самойлович) назначил епископа Василия на Ивановскую кафедру.
Весной 1927 г. он был выслан в Кинешму, где
прослужил несколько месяцев, пока власти вновь не потребовали, чтобы он уехал.
В июне 1927 г. епископ приехал в Кострому, где прожил около года. В 1928 г.
встречался в Ярославле с митрополитом священномучеником Агафангелом
(Преображенским), который предложил ему остаться в Ярославле викарным
архиереем. Епископ Василий отказался. В августе 1928 г. вернулся в Кинешму,
через месяц был арестован, заключен в тюрьму Иваново-Вознесенска (совр.
Иваново), где пробыл около полугода. Приговорен к 3 годам ссылки, наказание
отбывал в дер. Малоречке Таборинского р-на Уральской обл. (совр. Свердловская
обл.).
По окончании
срока ссылки В. в сентябре 1932 г. поселился в Орле. В марте следующего года
ОГПУ предприняло в Кинешме аресты духовенства и мирян, многие из которых знали
В. 31 марта он был вызван в Орловское ОГПУ, арестован и отправлен в Кинешемскую
тюрьму. Обвинен в создании «сети контрреволюционных кружков, ставивших своей
задачей через религиозное антисоветское воспитание религиозных масс свержение существующего
строя», и в июле 1933 г. приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок в Волжском ИТЛ
вблизи г. Рыбинска. После освобождения в январе 1938 г. некоторое время жил в
Рыбинске, затем поселился в с. Котове Угличского района Ярославской обл., где
служил в местном храме. 5 ноября 1943 г. Владыка вновь был арестован, заключен
во внутреннюю тюрьму НКГБ в Ярославле, в январе 1944 г. переведен во внутреннюю
тюрьму НКГБ в Москву, 13 июля - в Бутырскую тюрьму. В июле 1944 г. по обвинению
в антисоветской деятельности приговорен к 5 годам ссылки. Скончался 13 августа
1945 года в селе Бирилюссы на реке Чулым Красноярского края.
В августе
1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное
почитание священноисповедника. Общецерковное прославление святителя Василия
состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г.
Арх.: ГАКО.
Ф. 130. Оп. 9. Д. 798. Л. 33 об.- 34 об. (Клировая ведомость по Вознесенской ц.
г. Кинешмы за 1891); Д. 824. Л. 30 об. (Клировая ведомость за 1893); Ф. 432.
Оп. 1. Л. 294; Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 7972-П; Д. 9139-П; ЦА ФСБ
РФ. Д. Р-35561; Д. СО-28724; ГАИО.Ф.1155.Оп.8.Д.14,15,16,17. Метрические книги
Вознесенской церкви г. Кинешма; Ф.155.Оп.1.Д.4,5,6. Метрические книги
Вознесенской церкви г. Кинешма.
Ист.: Разрядный
список учеников Кинешемского ДУ // Костромские ЕВ. 1889. № 15. Ч. офиц. С. 190; Разрядный список учеников Кинешемского ДУ // Там же. 1890. № 15. Ч. офиц. С. 198. Памятные книжки Воронежской губернии 1901-1913 гг.
Лит.: Житие
свт. Василия Кинешемского. М., 1994; Не предать забвению: Кн. памяти жертв
полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2.
С. 79; Дамаскин. Кн. 2. С. 204-240; он же. Жизнеописание свт. Василия, еп.
Кинешемского // Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, свт. Беседы на
Евангелие от Марка. М., 1996. С. 3-40; Зонтиков Н. А. Костромская ДС: Вехи
истории: К 250-летию со дня основания (1747-1997 гг. ). Кострома, 1997. С. 20;
Федотов А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1993 гг. : Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения
с гос-вом. Иваново, 1999. С. 3-11, 10-104; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 55-56,
254-255.
Игум.
Дамаскин (Орловский), Н. А. Зонтиков.
Дополнения
С.Ю. Фокина.